08.08.2005
Ваша компания растет и развивается, открываются и осваиваются новые мощности, планируется выход в новые регионы? Вам нужен грамотный управляющий. Ведь именно от квалификации менеджеров, управляющих бизнесом, и зависит в первую очередь успешность или не успешность проекта. Главной проблемой российского рынка труда остается острая нехватка тех самых профессионалов, которые и могут составить конкурентное преимущество компании, в первую очередь – среди самих управляющих, топ - менеджеров компаний.
Заказчик сталкивается, по меньшей мере, с несколькими глобальными проблемами:
1. Потенциально привлекательных кандидатов на роль топ - менеджеров мало, и, как правило, работу они не ищут.
2. Найденных кандидатов необходимо оценивать, причем делать это на фоне его личных достижений и общей динамики развития рынка.
Руководитель порой, являясь собственником бизнеса, зачастую не способен точно определить, в каком специалисте нуждается его компания и какого специалиста он может получить, исходя из рыночной ситуации. Конечно, можно попытаться вырастить такого специалиста в своем коллективе или тянуть груз руководства, лично вникая во все нюансы работы компании до конца своих дней (а вернее, до первого инфаркта или развода с женой), но что тогда будет с вашим бизнесом? Все это приводит вас к компании, предлагающей услуги Executive Search.
Само понятие «Executive Search» (хедхантинг, head hunting) можно перевести как «поиск людей принимающих решения». В классическом понимании это поиск кандидатов среди успешно действующих менеджеров, тех, кто работу не ищет. Особенностью Executive Search, порождающей негативное отношение к этому бизнесу, является проникновение консультантов в запретную зону компаний – доноров, в зону, обеспечивающую им конкурентное преимущества, - сферу существования уникальных специалистов, носителей бизнес - технологий данной компании. Естественно, что и заказчики, консультант и руководитель компании – донора, четко понимают, что целью такого контакта является переманивание ключевого специалиста.
Это сложный и длительный процесс поиска высококвалифицированных специалистов, чье внимание работодателям не удается привлечь путем размещения рекламных объявлений. У будущих работодателей заинтересованность в таких людях гораздо выше, чем у них самих. Вот почему возникает необходимость в помощи и рекрутеров и специалистов по Executive search.
Главная задача, которую ставят перед собой наши консультанты Executive Search, как и в любом другом консалтинговом бизнесе, заключается в том, чтобы разобраться, в чем конкретно заключается проблема клиента и как решить ее с минимальными потерями. Одновременно предложенное решение необходимо соотнести с планами развития бизнеса клиента. Основная сложность во взаимоотношениях с клиентами, по нашему мнению, состоит в том, чтобы найти правильный баланс между тем, что действительно ему необходимо, и тем, что он хочет.
В Перми сегодня действуют не менее двух десятков компаний, которые заявляют, что, помимо прочего, они оказывают услуги Executive Search. Однако по нашему мнению для этого необходимы консультанты совершенно иного уровня. Первое и главное отличие консультантов Executive Search от рекрутеров в том, что они, установив критерии и параметры поиска сотрудника, сначала определяют сегменты бизнеса, в которых могут успешно работать потенциальные кандидаты, а потому знают интересующий вас рынок, в его динамике и истории, и отслеживают его. Затем проводят "фокусировку" направления поиска, максимально точно обозначая акценты в пределах целевых сегментов. Это позволяет классифицировать потенциальных кандидатов и дать им предварительную оценку и место в рейтинге. Наши поисковые технологии позволяют выявить всех потенциальных кандидатов, работающих на рынке, что, при использовании стандартных технологий традиционного рекрутмента, невозможно. Итак, компания, предлагающая услуги Executive Search, должна иметь опыт работы в этой отрасли, либо опытных консультантов.
Одна из проблем, с которыми мы постоянно сталкиваемся при Executive Search, – это цейтнот при выполнении проекта. В среднем проект занимает от 3 до 6 месяцев. Если разложить проект на стадии, то 30-40% времени уходит на прояснение позиции и консультирование клиента на стадии формулировки заказа, 10% - на поиск кандидатов, 20% - на их оценку и мотивирование, 30-40% - на организацию переговоров с клиентом и помощь в прояснении взаимных ожиданий.
Компания торопит консультанта. Но как можно определить лучшего, если вы не познакомились со всеми? Нередко именно в финальной стадии – переговоры откладываются, руководство не может принять окончательного решения и, как правило – теряет кандидата. Мы неоднократно были свидетелями того, как компании теряли отличных кандидатов из-за собственной нерасторопности.
Гонорар, высокий сам по себе. А обусловлен тем, что мы несем большие убытки, связанные с поездками, телефонными переговорами, проведением исследований рынка. Консультанты, исследуя рынок, применяют широкий арсенал ресурсов, включающий в себя: личные и деловые связи в отрасли, прошлый накопленный опыт, специальные методики по сбору и анализу информации (executive search, research), Интернет-ресурсы, а также информацию от экспертов профильных отраслей.
При формировании профиля идеального сотрудника учитываются многие факторы: текущая ситуация на рынке, уровень существующих компенсаций на аналогичных позициях, определяется уровень квалификации, опыта, личностных качеств и профессиональных навыков, необходимых для успешности. Очень важно понимание организационной структуры, корпоративной культуры, стратегии, целей и принципов управления, принятых в организации клиента. Именно поэтому мы работаем в тесном взаимодействии с клиентом для подготовки точного описания позиции и разработки стратегии поиска. Если вы приглашаете нашего консультанта Executive Search, то вам придется быть с ним предельно откровенным. Иначе вы рискуете выбросить на ветер вложенные в поиск кандидата деньги и получить в итоге неподходящего человека, с которым вам, возможно, придется очень скоро расстаться. И дело тут не в том, что найденный специалист будет плох сам по себе. Нет. Просто он не подойдет именно вам.
Конечно, ни рекрутеры, ни консультанты executive search не способны творить чудеса - без делового альянса с клиентом невозможно обеспечить четкую и профессиональную работу по поиску и подбору специалистов.
Сейчас, когда "война за таланты" уже захватила и Россию, объединение усилий (кооперация) может стать залогом успеха в нашей общей работе между разными участниками рынка труда.
Агентство по подбору персонала 'Отдел Кадров'
